История Всероссийского съезда судей
Всероссийский съезд судей – высший орган судейского сообщества, созываемый по решению Совета судей РФ один раз в четыре года. В съезде принимают участие делегаты от различных ветвей судебной власти, которые избираются на общих собраниях судей в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, окружных (флотских) военных судах, а также на конференциях судей субъектов Российской Федерации. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Всероссийский съезд судей правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий. Так, съезд судей формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ; правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества; утверждает регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей РФ; правомочен давать согласие либо отказать в даче согласия на уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год; заслушивает ежегодный отчет Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности.
I Всероссийский съезд судей
(17-18 октября 1991 г.)
В его работе принял участие Президент России, который выступил с речью. Высказавшись в поддержку реформы судебной системы и, одобрив предложения о ее проведении, Б.Н. Ельцин особо подчеркнул необходимость повышения доступа граждан к правосудию, усиления роли суда в защите демократических завоеваний, в разрешении межнациональных проблем, а также в разрешении противоречий между законодательной и исполнительной властями, в разрешении жалоб граждан на действия органов уголовного преследования, следователя и прокурора. Поддержку Президента России получили выдвинутые судейским сообществом концептуальные положения о введении института присяжных заседателей, учреждении мировых судей, введении апелляционного производства.
В докладе Съезду Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева «Судебная реформа – путь к демократии» получила развитие главная задача реформирования – становление судебной власти, как гаранта судебной защиты прав граждан, и ее утверждение в государственном механизме страны как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Председатель Верховного Суда РСФСР обосновал необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными договорами и стандартами в сфере прав и свобод человека с последующим закреплением в новой Конституции РФ следующих положений:
– подтвердить признанную мировым сообществом прерогативу судебной власти защищать граждан от необоснованного ареста;
– установить судебные гарантии неприкосновенности жилища, охраны личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений;
– признать право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных;
– закрепить право гражданина на ведение его дела законным судьей;
– предоставить гражданину иммунитет от самоизобличения в правонарушении (презумпцию невиновности);
– гарантировать гражданам защиту от любых форм насилия, помимо предусмотренных законом принудительных процедур.
В качестве непременных задач и принципов судебной реформы провозглашались утверждение состязательности судебного процесса, исключение обвинительной роли суда, освобождение его от обязанностей сбора доказательств с возложением этой функции на стороны, введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений и другие.
На съезде в течение двух дней были обсуждены вопросы кардинального пересмотра законодательства о судопроизводстве, создании мировой юстиции и представительных органов судейского сообщества. В частности, одним из важных итогов работы съезда стало решение о создании Совета судей РФ. Практически сразу же после Первого Съезда судей, 24 октября 1991 г., Верховный Совет РСФСР обсудил и принял Постановление «О Концепции судебной Реформы». В нем определялись главные задачи судебной реформы и указывалось, что ее проведение должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.
Позже, 26 июня 1992 года, был принят закон «О статусе судей в Российской Федерации», ставший самым первым основополагающим правовым актом в практической реализации судебной реформы. В законе закреплялись принципиально новые правовые положения о судебной власти, ее месте в государственной системе России, о самостоятельности и независимости от законодательной и исполнительной властей.
В работе I Всероссийского съезда судей от Республики Алтай приняли участие:
Скрипаль Н.Н., председатель Суда Горно-Алтайской автономной области;
Соболева В.А., судья Суда Горно-Алтайской автономной области;
Айманов В.П., председатель Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай.
Наймушин А.А., председатель Майминского районного суда, с 1992 по 2005 годы – председатель Арбитражного суда
Республики Алтай;
Айманов Василий Петрович был избран в состав впервые созданного органа судейского сообщества – Совета судей РФ.
II Всероссийский съезд судей
(29-30 июня 1993 г.)
Если I Всероссийский съезд сформулировал концептуальные положения начинающейся судебной реформы, то II Всероссийскому съезду судей предстояло подвести итоги, решить вопросы по дальнейшей реализации судебной реформы, принять Положение об органах судейского сообщества.
Наряду с судьями судов общей юрисдикции в нем впервые приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Тем самым был сделан еще один шаг к объединению всех судей страны в единое сообщество. Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли теперь не только судьи судов общей юрисдикции, но также арбитражных и военных судов. Несколько позднее в состав Совета вошел судья Конституционного суда РФ. Таким образом, Совет судей стал единственным органом в стране, объединившим судей судов всех уровней и всех субъектов РФ.
Съездом было принято Положение «Об органах судейского сообщества», которым были определены органы судейского сообщества. Это Всероссийский съезд судей, а в период между съездами – Совет судей Российской Федерации; съезды (конференции) судей, а в период между съездами (конференциями) – соответствующие советы судей; собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Высшая и иные квалификационные коллегии судей. Согласно Положению «Об органах судейского сообщества» Верховный Суд РФ наделялся правом в пределах его компетенции оказывать органам судейского сообщества необходимую помощь в организации, материально-техническом и финансовом обеспечении их работы.
Позже, по поручению II Всероссийского съезда судей был принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. Данный Кодекс устанавливал правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности.
13 марта 1992 г. Совет судей РФ принял Обращение к Съезду народных депутатов России, в котором отмечалось, что действующая Конституция РСФСР не содержит реальных гарантий реализации принципов независимости судебной власти, всеобщего равенства перед законом, а также права граждан на судебную защиту, в том числе необоснованных арестов со стороны органов следствия. Обращение содержало призыв к депутатам Съезда рассмотреть и принять новую Конституцию РФ. 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации была принята. Начался новый этап в проведении судебной реформы. Конституция стала правовой основой организации судебной власти в стране и осуществления независимого правосудия. В ней закреплялось существование судебной власти в системе разделения властей, организация судебной системы, статус судей, гарантии граждан в их отношениях с правосудием и др.
Данных о том, кто принимал участие во II Всероссийском съезде судей от Республики Алтай не сохранилось.
III (Внеочередной) Всероссийский съезд судей
(24-25 марта 1994 г.)
III (Внеочередной) Всероссийский съезд судей проводился в г. Москве в Парламентском центре во исполнение Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 года №2289, которым рекомендовалось Совету судей РФ провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации.
На съезде обсуждались поправки к Закону «О статусе судей в РФ», вопросы устройства судебной системы в России.
Делегаты от Республики Алтай: Амургушев В.К. – председатель Верховного Суда Республики Алтай, Новикова О.М. — судья Верховного Суда Республики Алтай, Соболева В.А. – судья Верховного Суда Республики Алтай, Наймушин А.А. – председатель Арбитражного суда Республики Алтай, Абдурахманова Р.И. – председатель
Онгудайского районного суда Республики Алтай.
IV (Чрезвычайный)
Всероссийский съезд судей
(5 декабря 1996 г.)
Съезд принял постановление, в котором говорилось, что в целях реализации конституционных принципов нормального построения судебной системы России и осуществления правосудия, необходимо незамедлительное принятие целого ряда законов и завершение в кратчайшие сроки работы над проектами новых УПК, ГПК. Согласно принятому на Съезде постановлению от 5 декабря 1996 г., был избран новый состав Совета судей РФ.
Во исполнение решений IV Съезда судей, при активном участии Верховного Суда РФ, вскоре был принят и 1 января 1997 г. введен в действие Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации». Данным законом установлено, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от властей законодательной и исполнительной.
На IV съезде судей России, который выступил за реформирование системы обеспечения деятельности судов и ее отделение от исполнительной власти, а именно: от Министерства юстиции РФ и его структур на местах, была высказана идея о создании Судебного департамента. Уже в январе 1998 года по инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». До его создания финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение судов осуществлялось через Министерство юстиции РФ, входящее в правительство страны, т.е. орган исполнительной власти. Такое положение создавало определенную зависимость от этой ветви власти и не соответствовало принципу разделения властей. К тому же, Министерство юстиции РФ выполняло множество других функций и задач, а потому вопросы обеспечения деятельности судов не являлись для него приоритетными. В связи с этим возникали трудности в обеспечении судов, в том числе, их финансировании. Судебный департамент принял на себя весь комплекс обязанностей по обеспечению деятельности судов, в том числе аппарата судов, организации делопроизводства, обучению персонала и т.д.
В декабре 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Институт мировых судей, образованный в России в результате судебной реформы 1864 г., после революции 1917 г. был ликвидирован. Его возрождение стало возможным только после принятия в 1993 г. Конституции РФ. Создать правовую основу деятельности мировых судей позволил Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации». С принятием же Закона «О мировых судьях в РФ» институт мировых судей начал создаваться в субъектах РФ на всей ее территории.
Важным событием в современной истории военных судов и Военной коллегии стало принятие по инициативе Верховного Суда РФ 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». Работа над ним длилась почти 10 лет. Закон закрепил, что военные суды входят в единую судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
V Всероссийский съезд судей
(27-29 ноября 2000 г.)
Пятый Всероссийский съезд судей был посвящен подведению итогов за десять лет проведения в России судебной реформы. Одной из главных задач, поставленных на съезде, стало укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти.
Выступая на открытии съезда, Президент страны В.В. Путин отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована. Съезд избрал новый состав Совета судей. В результате работы Съезд принял Постановление «О ходе судебной реформы в РФ и перспективах развития судебной системы».
В ноябре 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы». Она включала в себя целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых было намечено выделение необходимых ассигнований. Предусматривалось значительное увеличение численности судей с одновременным повышением уровня оплаты их труда, развитие системы повышения квалификации кадров, информатизация судебной системы. Реализация Целевой программы позволила вывести российскую систему правосудия на новый, более высокий уровень, способствовала дальнейшему расширению доступ граждан к правосудию.
В период работы Совета судей созыва 2000-2004 гг. был принят Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Согласно этому Закону, к органам судейского сообщества относятся Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Делегаты от Республики Алтай: судья в почетной отставке (председатель Верховного Суда РА с 1992 по 2002 г.) Амургушев В.К.; судья Горно-Алтайского суда Ошлыков Н.И.; судья Верховного суда Республики Алтай Соболева В.И.; судья Верховного Суда Республики Алтай - Кононенко Т.А.
VI Всероссийский съезд судей
(30 ноября - 2 декабря 2004 г.)
Шестой Всероссийский съезд судей признал утратившим силу Кодекс чести судьи РФ 1993 г. и утвердил Кодекс судейской этики. В принятом в результате работы съезда Постановлении «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» среди целого ряда других была особо отмечена целесообразность разработки и утверждения федеральной целевой программы по вопросам укрепления и дальнейшего развития судебной системы на 2007-2012 годы.
Необходимость решения вопросов, связанных с доступностью и открытостью правосудия, получили поддержку Правительства Российской Федерации, которое в сентябре 2006 г. утвердило новую Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы». Ее реализация призвана обеспечить решение последующих стратегических задач дальнейшего развития судебной системы, расширения гласности, открытости и доступности правосудия для населения, укрепить доверие населения к судам.
Делегаты от Республики Алтай: Ширнин В.П. – председатель Верховного Суда Республики Алтай, Наймушин А.А.- председатель Арбитражного суда Республики Алтай, Сулейманова Н.С. – председатель Горно-Алтайского городского суда, Амургушев В.К. - судья в почетной отставке, член Совета судей РФ, Пупынина Н.А. - мировой судья судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска. На съезд был приглашен начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Нонуков Р.П.
VII Всероссийский съезд судей
(2-4 декабря 2008 г.)
Съезд собрал более 700 делегатов, представлявших федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные, военные суды, а также высшие суды России. В его работе участвовали и мировые судьи.
VII Всероссийским съездом судей было признано необходимым создание информационного центра по обеспечению эффективного использования и информационной безопасности ГАС «Правосудие» (постановление от 4 декабря 2008 г.)
На съезде приняты решения и поставлены задачи по дальнейшему развитию судебной реформы, требующие осуществления дополнительных мероприятий по организационному обеспечению судов и увеличению финансирования на эти цели. В связи с этим началась разработка концепции новой федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2012-2016 годы» с учетом перспектив дальнейшего совершенствования структуры федеральных судов общей юрисдикции.
В составе делегации от Республики Алтай в работе съезда принимали участие: заместитель председателя Арбитражного суда Республики Алтай Л.Я. Микъянец, председатель Майминского районного суда И.Н. Константинова, председатель Улаганского районного суда Г.А. Лубеницкий. В качестве участника съезда также был приглашен начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Р.П.Нонуков.
VIII Всероссийский съезд судей
(17-19 декабря 2012 г.)
В его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, характеризуя работу возглавляемого им учреждения за четыре прошедших с VII Всероссийского съезда судей года, отметил, что Верховный Суд РФ 23 раза выходил, использовал свое право законодательной инициативы. Было принято 70 постановлений Пленума Верховного Суда, которые оказали существенное влияние на формирование единообразной судебной практики.
В результате проведенной работы съезд принял Постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития». В нем в частности отмечается, что осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России. В Постановлении говорится о путях обеспечения разумных сроков рассмотрения дел в судах, о статусе судей в Российской Федерации, об организационном обеспечении судебной деятельности, о деятельности органов судейского сообщества.
Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также в целях установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия делегаты съезда приняли новый Кодекс судейской этики. Он заменил прежний Кодекс, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.
Делегаты VIII Всероссийского съезда судей от Республики Алтай: председатель Верховного Суда А.В. Щиренко, председатель Арбитражного суда В.О. Шермер, председатель Онгудайского районного суда А.П. Шургенчинов, мировой судья судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Е.В. Борисова. Также, в работе съезда принял участие начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Р. П. Нонуков.
IX Всероссийский съезд судей
(6-8 декабря 2016 года)
Делегаты IX Всероссийского съезда судей от Республики Алтай: Алексина М.В., председатель Верховного Суда Республики Алтай; Шермер В.О., председатель Арбитражного суда Республики Алтай; Битешев А.М., председатель Усть-Канского районного суда Республики Алтай; Поленникова Т.В., мировой судья судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска.
В качестве участников на IX Всероссийский съезд судей приглашены действующие члены Совета судей РФ: судья в почетной отставке А.В. Щиренко и мировой судья судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Е.В. Борисова. Так же на съезд приглашен начальник Управления Судебного департамента в Республике Алтай Р.П. Нонуков. Отметим, что начиная с 1998 года, Судебный департамент при Верховном Суде РФ обеспечивает организацию, финансирование, безопасность проведения Всероссийских съездов судей.
Делегаты съезда обсудили актуальные вопросы и проблемы деятельности судебной системы за последние четыре года и определили пути ее развития. Был рассмотрен широкий спектр вопросов, касающихся состояния судебной системы, перспектив ее развития, совершенствования деятельности судов. Участники форума приняли изменения в Кодекс судейской этики, утверждённый на предыдущем съезде, а также сформировали новые составы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
По результатам работы съезда было принято Постановление IX Всероссийского съезда судей «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе».
Х Всероссийский съезд судей
(запланирован на 29 ноября - 01 декабря 2022 г.)
26 мая 2020 года во Дворце Правосудия состоялась внеочередная конференция судей Республики Алтай.
По итогам открытого голосования избраны 4 делегата, которые будут представлять интересы судебной системы республики на X Всероссийском съезде судей:
- А.В. Кокорин, председатель Верховного Суда Республики Алтай, председатель Совета судей Республики Алтай;
- И.В. Черепанова, исполняющая обязанности заместителя председателя Арбитражного суда Республики Алтай;
- С.И. Полякова, судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай;
- М.А. Еркинов, мировой судья судебного участка Улаганского района Республики Алтай.
Представителями судейского корпуса Республики Алтай для избрания X Всероссийским съездом судей в члены Совета судей Российской Федерации от Республики Алтай единогласно избраны А.В. Кокорин, по округу № 5 по дополнительным нормам представительства от мировых судей кандидатом в члены Совета судей Российской Федерации – М.А. Еркинов.